четверг, 21 января 2010 г.

ОБОРУДОВАНИЕ. Часть IV - навигация

В современном телефоне помещается всё: часы, фото-, видеокамера, почта и интернет, gps-навигатор. 10 лет назад такое казалось фантастикой. Но даже если мы захватим с собой на марафон рюкзак запасных аккумуляторов, надёжность такого решения сомнительна - поломка телефона означает потерю ВСЕГО оборудования.
Лучший навигатор - голова, её ничто не заменит. С собой также необходимо иметь:

  • маршрутный лист ("легенда") и умение его читать
  • карты местности. Если не получается купить атлас, то самый простой вариант - распечатать гуглокарты на множестве листов (конечно вместо треугольничков лучше просто фломастером вручную нарисовать)

    Просмотреть LEL на карте большего размера
  • умение общаться, расспрашивать местное население
Но всё же gps-навигатор позволяет ускорить прохождение марафона, особенно в дождь и ночью :)
Большинство известных навигаторов автомобильные - маленькое время автономной работы, нет защиты от воды. "Спортивные", в том числе и вело-, тоже не подходят, т.к. рассчитаны на 4-5 часов работы и предназначены в основном для записи результатов [треков]. Нужен ТУРИСТИЧЕСКИЙ навигатор.
2 года назад подобрал себе такой комплект:


это устройство позволяет двигаться по заданному маршруту, записывать треки, а также передавать текущие координаты по bluetooth или usb, например сюда:

это интернет планшет на специализированной версии linux (maemo). Для подключения к интернет нужен wi-fi или мобильный телефон с gprs. Можно использовать для прокладки маршрута. Разрешение экрана 800х480 пикселей, т.е. можно использовать для полноценного просмотра интернет-страниц [и ведения блога]. Брать на марафон необязательно.
Для туризма самое то [проверили в Чехии в 2008 году], но на марафоне:

  • аккумулятор встроенный, хватает примерно на 20 часов, требуется подзарядка
  • устаревший чип SiRFStarII терял спутники в самый неподходящий момент
  • мало встроенной памяти - помещается только 20 маршрутов по 128 навигационных точек в каждом (мало оказалось для 1400 км)
Аккумулятор пришлось подзаряжать на каждой остановке вот такой штукой:

в процессе подзарядки нужно следить, чтобы к разъёмам не попала влага. При сильной облачности спутники терялись, однажды проехал 5 километров "не туда", пока навигация снова не заработала. Каждый участок от одного КП до другого пришлось поделить на 2 маршрута из-за нехватки точек, поэтому на 9 участков от Лондона до Эдинбурга понадобилось 18 маршрутов, их пришлось инвертировать (есть такая функция в навигаторе) на пути обратно плюс один участок не совпадал "туда" и "обратно" поэтому ещё 2 маршрута - в общем всё под завязку.
То есть всё же лучше выбрать один из аппаратов Garmin серии 60 - в них памяти достаточно для   любых маршрутов, работают от батареек около 18 часов - нужно просто запас батареек иметь.
С тех пор, как я приобрёл интернет-планшет, широкое распространение получили нетбуки [netbook] - для "мобильной" прокладки и коррекции маршрутов (соединить garmin и интернет-планшет - труднорешаемая задача, хотя, конечно, под linux можно всё ;)
Такой комплект надёжнее в несколько раз, но и дороже.
Универсальная  [и бесплатная] программа для преобразования форматов и содержимого gps-файлов - gpsbabel. Как правило, для крупных марафонов можно найти готовые gps-файлы, их можно преобразовать к удобному для себя формату с помощью вышеуказанной программы. Бесплатная программа для прокладки маршрутов "вручную" - GoogleEarth (хотя здесь много всяких вариантов, зависящих от модели навигатора). Также интересна программа [опять бесплатная :)] для просмотра результатов марафона и анализа тенировок - SportTracks (высотные профили, карты, календари, дневник тренировок, подключение пульсомера и т.д.).

2 комментария:

Анонимный комментирует...

На счет телефона (точнее, смартфона, лучше сказать), ты прав, Андрей. Он больше будет полезен в обыкновенном путешествии, чтобы проложить маршрут по достопримечательностям (используя gps), использовать все остальные примочки, да и просто скоротать время.
На веломарафоне, в зачастую непредсказуемых условиях, действительно все определяет надежность и именно "спортивная направленность" прибора. И здесь тоже пришел к твоему же выводу - каждое устройство отвечает за свою "стезю".
Покупал смартфон, нацеливаясь в том числе и на использование его в веломарафонских условиях. Но теперь думаю, что "не покатит": gps (с вкл.экраном) - 5 часов от аккумулятора. А функции "почты" нахрен не нужны.)))
Касательно джпс - штука реально нужная. Это если знать все маршруты, не задумываешься о его необходимости. А вот поехать на веломарафон в другой город, на ПБП, на ЛЭЛ, где заблудиться и с картой - "раз плюнуть".. Вот тогда-то и возникает потребность в устройстве, которое может тебе помочь не тратить время на каждом перекрестке для сверки с легендой и т.п.
Пост классный! Касательно твоего мега-устройства: у него черно-белый экран, так? Достаточно маленький - в плане удобства непосредственного использования в дороге (не взирая на сирфII, попадание влаги)? Зачем использовать 2 устройства, если их может заменить одно (тот же Гармин Эдж 705, к тому еще будет и пульс показывать)? Аккумулятор держат 15 часов - пойдет на 200 и 300км веломарафоны.. А на 400 - только запасной аккумулятор (если он там только не встроенный, конечно).

Походу все же лучше своей головы - ничего нет. )))

--
Евгений.

Unknown комментирует...

Старайся мыслить в масштабах дистанций > 1000 км. По большому счёту 200, 300, 400 можно пройти просто запомнив повороты по карте (но gps использовать всё же надо, чтобы научиться с ним работать на марафонах). Легче поменять батарейки в garmin-60 - их и купить нетрудно везде(а сколько надо аккумуляторов для edge на 100 часов?). И ещё одна характеристика у edge настораживает:
Waypoints/favorites/locations: 100
Мне не хватило точек (а значит я терял некоторые повороты) при следующих условиях: 9 этапов туда, 9 обратно, по 128 путевых точек на этап (даже если "инвертировал" маршруты, что не есть хорошо - в одном месте "удивил" местных, поехав по велодорожке против движения.
Мой навигатор с маленьким чёрно-зелёным экраном (а это серьёзная экономия энергии), разглядеть изображение было сложно ночью в сильный дождь - англичане сделали замечание, чтобы я "не вилял" - наклонялся, пытаясь что-нибудь рассмотреть сквозь капли. Помимо обычных функций велокомпьютера показывает направление на следующую путевую точку (и расстояние до неё) или схему из нескольких путевых точек, но без карты - сложно понять масштаб (и разглядеть сложно - мелкие цифры). В общем, прибор "на любителя", уникальность его в подключении КПК или планшета через bluetooth (ну нет больше таких навигаторов). Сколько я ругался (пока выбирал) на "закрытость" интерфейсов garmin, но получается, что альтернативы всё равно нет.