четверг, 20 августа 2009 г.

Middleton Tyas - Эдинбург (LEL-2009 часть II)

Принятое решение (спать 5 часов) вкупе с низко выставленным седлом определило всё дальнейшее продвижение по маршруту. И здесь присутствовали как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- выходишь на дистанцию отдохнувшим, полным сил
- время подогнано так, что проезжаешь все сложные участки при дневном свете и тепле
- дожди идут в основном по ночам, днем вероятность хорошей погоды выше (так и случилось)
- самые интересные и красивые места проезжаешь днём - есть на что посмотреть
- едешь "в хвосте" марафона - отсутствуют очереди на КП, всегда есть спальные места
Минусы:
- потеряно 5 часов времени в начале дистанции (время открытия/закрытия всех КП выставлено так, что в начале кажется - у меня масса времени (около 8 часов в запасе), а к концу сроки становятся все жестче и жестче с каждым КП)
- потеряно около 3 часов светового дня, когда скорость максимальна - навёрстывать придется ночью (прочитал на английском форуме, что старт в 8:00 это 1+1+1+1+1 день, а вот 13:30 это 0,5+1+1+1+1+0,5 дня, т.е. на 1 полную ночь больше при том же зачётном времени)
- известно, что заранее (впрок) выспаться невозможно, эти 5 часов снимают уже накопившуюся усталость и сонливость, но не будущую (да и спал на самом деле не крепко - не устал еще по-настоящему)
- едешь "в хвосте" марафона - в основном приходится ехать одному, сложно найти попутчиков
- волонтеры и организаторы уже устали, на обратном пути КП в это время закрываются и сворачиваются
В итоге так и получилось - повезло с погодой и пейзажами, но перед финишем времени для сна катастрофически не хватало, цейтнот по времени...

Middleton Tyas - Alston
Проснулся 1:30 Вт, собирался (кстати - смазал цепь и "почувствовал" разницу - такая лёгкость появилась), завтракал, выехал только в 2:30 Вт. Навстречу уже попадаются "быстрые" марафонцы, возвращающиеся в Лондон. Это пожалуй, самая приятная часть марафона - начинался рассвет, открывая прекрасные пейзажи Северной Англии.
Названия на дорожных указателях - как песня: county Durham, Cumbria, Northumbria - когда-то это были отдельные королевства. Это перекресток истории - здесь создавалась история Британии. Сколько племён и народов жили и сражались на этих землях: Бриты, Римляне, Англы, Саксы, Даны, Юты, Пикты, Скоты, Норманы (кельтские, германские, норвежские племена). Кстати, Скоты на латыни (древнеримском) - это вовсе не народ, а пираты (из Ирландии), образовавшие здесь несколько королевств во времена упадка Римской империи - наиболее известным из которых была таинственная Дал Риада. Бриты - коренные жители Британии (до них здесь жили только великаны) по некоторым источникам - потомки троянцев, бежавших сюда после падения Трои.
До рассвета проехал The Bowes museum и Barnard castle (но все же рассмотрел их на обратном пути). Далее пошёл плавный подъём до высоты 600 м - вершины Yad Moss. Проехал мимо водопада High Force, но подойти и посмотреть - оказалось довольно далеко спускаться.
Первый раз увидел cattle grid:
.
С рассветом оказался в совершенно ином мире - внизу горная долина, перегороженная каменными изгородями на пастбища для овец, овцы, кролики (в огромных количествах), маленькие домики внизу, по верхам - горы, вершины которых постоянно задевают тучи, отчего там идут дожди (очень локально, попал в такой за полчаса до прибытия на КП). И - РАДУГА - добрый знак. Надпись на дорожном указателе - Северные Пенины - красивейший природный заповедник. В отличии от шотландских гор дорога здесь идёт очень плавно на подъём, почти без перепадов высот - как-то удалось проложить её по склонам гор. С таким восторгом любойподъем покажется незначительным. На 600-метровой отметке весьма ощутимый ветер, не знаю что было бы здесь ночью.
Спасаясь от внезапно налетевшего ливня, уже под гору стремительно поворачиваю на КП (туристический центр недалеко от городка Alston). Alston - 7:40 Вт - 539 км. Средняя скорость - 15 км/ч. Стараясь не рисковать желудком взял уже известную еду - beans on toast. Сейчас, анализируя треки gps вижу, что здесь начала проявляться негативная тенденция, "сгубившая" многих марафонцев - слишком много времени затрачивается на КП, тогда этого не замечал. Впрочем - дождался окончания дождя.

Alston - Eskdalemuir
Спуск оказался покруче подъёма. Проехал через Alston, мостовая - камень (булыжник), к тому времени было уже сухо. Городок красивый, но останавливаться не стал - быстро проехал под гору. 2 отрезка маршрута в Шотландии проходит по трассе A7 - довольно узкая дорога с интенсивным движением.
Проезжаю границу с Шотландией - огромный щит с надписью на английском и на гэльском (кельтском) языках - Failte gu Alba (Alba - кельтское название страны). Под щитом каменный ящик для мусора - наверное традиция такая - выбрасывать мусор на границе ;) - и я выбросил что нашёл мусорного в сумке и карманах.
Рельеф меняется, появляются горные речки. Радикально изменяется архитектура - относительно "ухоженные" английские коттеджи с цветочками на окнах, аккуратно покрашенные стены исчезают и появляются суровые каменные стены без излишеств и отделки (причём вне зависимости от благосостояния хозяина дома - как огромные особняки так и полуразвалившися хибарки). Мне и сейчас непонятно - каким мистическим образом эта суровая простота в деревне превращается в столь утонченную готику в столице (Эдинбурге). Край охотников и рыболовов - проявляются эти признаки в серьёзных внедорожниках с отделением для охотничих собак, пару раз видел СВОРУ собак с охотником (сапоги, костюм).
Eskdalemuir - 14:20 Вт - 633 км. Увидел и взял на КП картошку - но так и не понял с чем англичане её едят - попросил с сыром (ну не с фасолью же?) - волонтёры удивились, но насыпали сыра (у англичан везде распространен чеддер). Встретил Антона (Балтийская звезда) - он уже возвращался из Эдинбурга и рассказал о сложностях этого этапа - попутный ветер до Эдинбурга (точнее до Dalkeith - пригорода Эдинбурга) и встречный обратно, такой, что и с горы больше 30 км/ч невозможно разогнаться. Где-то на трассе А7 мой телефон разрядился и выключился (хотя в Пензе без подзарядки мог работать около 2 недель), зарядить его так и не смог до финиша. Выехал 16:03 Вт.

Eskdalemuir-Dalkeith (Эдинбург)
Окончательно осознал - болит левое колено. Любой медик скажет - немедленно прекратить крутить педали и лечить колени - иначе страшное заболевание - деформирующий артроз. И я это чётко осознавал, но также у меня был опыт восстановления при подготовке к ПБП-2007. Сделал 4 вещи:
1.Поднял седло до комфортного уровня
2.Перестал прикладывать усилия при педалировании - поехал с максимальным каденсом и медленно
3.Надел 2 пары наколенников - получилось тепло, а также эффект 'стягивающей' повязки (так и ехал до финиша)
4.Начал часто и регулярно пить
Конечно, никому не рекомендую повторять подобное, но в этом конкретном случае у меня был опыт восстановления: на высоком каденсе без усилий суставная жидкость в моих коленях начинает восстанавливаться, а также отёк проходит. Средняя скорость упала до 17 км/ч даже при попутном ветре. Удивляет, как "летят" с горы итальянские рандоннёры - рискуя врезаться в выбежавшую на дорогу овцу или кролика, с огромной скоростью - вот это 'горная' подготовка. Характерные для этого участка звуки - блеянье овец, журчание горных ручьев, крики чаек (которые и сюда залетают - океан уже близко!), а также тррррррр - пролетаем через cattle grid, причём, чем выше скорость, тем легче пролетаем, а на маленькой скорости трясёт здорово. Вокруг горы огромные - фотоаппаратом это так и не получилось заснять адекватно.
Посреди этого великолепия - Traquair - опциональный КП (отмечаться нужно было только "туда"). Настоящая шотландская еда - поридж (овсянка) и виски (виски не стал пить). Поридж - самая марафонская еда!
Traquair - около 18:00 Вт - 678 км.
Ещё 25 км - и вновь выезжаем на знакомую трассу А7. У поворота на А7 мотоциклист, сопровождающий марафон, советует быть осторожнее и включить фары. Начинаются пригороды Эдинбурга. Ещё немного.
Dalkeith (регби-клуб) - 21:00 Вт - 716 км - ЕСТЬ ПОЛОВИНА! Начинался дождь, быстро темнело, торопился - так и не удалось увидеть центр Эдинбурга - даже издалека. По всем прогнозам здесь надо было проехать примерно в полдень, но доехал только к ночи - есть над чем подумать.

Продолжение следует...

3 комментария:

Oxygenium комментирует...

Андрей, с нетерпением ждеи продолжения!

Анонимный комментирует...

Да, Андрей, ждем!

Кстати, а какой фирмы у тебя навигатор?

--
Евгений

Andrey комментирует...

Сегодня постараюсь. Навигатор у меня JJ-Connect 101BT - наверное единственный, могущий работать как в автономе, показывая точки и направление, но без карты, так и по BT (блютуз) или USB может быть подключен к любому устройству с картой (телефону, КПК, нетбуку, ноутбуку и т.п.), я использую пару 101BT - Nokia N800, решение, позволяющее не только просмотр карт и навигацию, но и полноценный интернет "на ходу". Очень хорошо для велотуризма но не вполне подходит для марафонов. Вероятно, надо сделать отдельный пост по оборудованию... :=)